Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Апрель » 16 » Чему должен научит педагог по ФГОС
07:44
Чему должен научит педагог по ФГОС
Новые требования к педагогам и руководящим работникам образовательных учреждений определяются изложенными в стандарте требованиями к результатам образования, структуре образовательных программ, а также к кадровым условиям реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Стержнем всех изменений являются новые представления о результатах, а именно появление такой группы результатов, как метапредметные результаты, или, другими словами, способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В тексте Федерального государственного образовательного стандарта изложены только требования к результатам. Сами результаты не конкретизированы. Это может порождать неточности, множественность толкований и в результате – отсутствие у педагогов и руководителей школ четких ориентиров.

Остановимся на заявленных во ФГОС НОО метапредметных результатах, потому что именно они должны стать важнейшими ориентирами для повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Итак, что чему должен научиться ребенок в рамках нового стандарта?



Планировать свою деятельность

Ребенок должен уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления

Дети вместе со взрослым разрабатывают «ориентировочную основу» (устный или зафиксированный в модели план действия) для совершения действия.

Дети используют «ориентировочную основу» (устный или зафиксированный в модели план действия) при совершении действия.

Дети самостоятельно определяют объем и содержание дополнительной тренировки для овладения способом действия.

Дети в малой группе планируют собственную деятельность в ходе проектной работы.

Дети осуществляют выбор наиболее эффективного способа решения в выполнении задания, имеющего несколько решений.

Дети определяют, какой способ действия можно использовать при решении задачи, ориентируясь не на внешние признаки ситуации, а на существенное отношение.

Дети участвуют в выполнении проектной работы, результаты которой оцениваются совместно со взрослым.

Оценивать свои действия

Ребенок должен уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок

Дети сравнивают действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

Дети разрабатывают вместе со взрослым критерии оценки работы.

Дети используют дифференцированное оценивание: для одной работы выделяются разные критерии оценивания.

Дети разрабатывают вместе со взрослым шкалу оценки работы.

Дети различают контроль результата и контроль способа действия.

Дети различают оценку результата и оценку способа действия.

Дети могут производить самооценку по заданным извне или своим установленным критериям.

Дети проводят прогностическую оценку возможности выполнения предложенных заданий взрослым.

Дети сравнивают свою самооценку выполнения задания с оценкой учителя.

Самооценочные действия ребенка предшествуют оценке учителя

Дети могут самостоятельно предъявлять свои результаты на публичную оценку класса, учителя.

Дети оценивают отдельные операции, входящие в состав способа действия; работу с моделями (схемами) в различных условиях, соотнесение полученных результатов в ходе решения задачи с ее условиями, проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий, критерии оценки заданий, выдвигаемые одноклассниками и учителем, свои внеучебные достижения в школе и за ее пределами.



Использовать знаки

Ребенок должен уметь использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач

Дети фиксируют в модели общий способ действия, применимый к решению различных конкретных задач.

Дети используют модели для решения конкретных задач.

Дети используют разные способы моделирования.

Дети преобразуют модели для постановки новой учебной задачи.

Формулировать проблему

Ребенок должен уметь ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Педагог создает ситуацию, где дети (группа детей) сами обнаруживают невозможность использования уже освоенного способа действия (алгоритма) в новой ситуации, т.е. обнаруживает свое незнание («этого я не знаю»).

Педагог создает ситуацию, где ребенок (малая группа) сам(и) ставит задачу овладения новым способом действия («мне надо научиться»).

В ситуации, где прямое использование способа действия невозможно, дети совершают преобразование, дающее возможность применения известного способа действия.

Дети решают задачи, требующие преодоления стереотипа, конструируя новый способ решения.

Работать в группе

Ребенок должен уметь работать в малой группе: может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения

Дети в малой группе понимают свою роль и действуют в соответствии с этой ролью.

Решая задачи в группе, каждый ребенок предъявляет свою точку зрения

Решая задачи в малой группе, дети выражают свое согласие или несогласие с мнениями других детей.

Решая задачи в малой группе, дети координируют разные точки зрения и приходят к общему мнению в ходе обсуждения.

Дети аргументируют свое решение в ходе решения задачи (в том числе при работе в малой группе).

Дети договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности (в том числе, при работе в малой группе).

Решая задачи, дети задают вопросы о недостающей информации не только учителю, но и друг другу.

Дети сравнивают действие (отдельные операции) партнера по группе и его результат с готовым образцом;

Дети оценивают действие (отдельные операции) партнера по группе и его результат в соответствии с выделенными критериями.

Искать информацию

Ребенок должен уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Дети осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),

Дети осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Дети используют различные виды редакторов для корректуры собственного текста с помощью компьютера

Фиксировать информацию

Ребенок может записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог)

Дети в малой группе (ребенок) могут планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, обращаться к поисковым системам интернета, цифровым источникам –гипермедиа-объектам, видео-аудиозаписям, интернет-сайтам.

Дети в малой группе (ребенок) могут обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию) с помощью диктофона, видеокамеры в письменный текст, пересылать полученный текст по электронной почте, вести диалог с помощью веб-камеры, письменную дискуссию на форумах в интернете.

Дети создают текстовое описание объектов, явлений и событий, могут фиксировать их в графической форме схемы, графиков, таблицы.

Сегодня в экспертном сообществе существует консенсус не только относительно содержания вышеперечисленных учебных действий, но и относительно тех детских активностей, без которого эти действия не могут быть сформированы. Например, «умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей» невозможно без совместной вместе с взрослым разработки шкалы оценки, без произведения ребенком самооценки по заданным результатам, без сопоставления самооценки ребенка с оценкой педагога и т.п.

А это значит, что только до конца определив содержание метапредметных результатов можно понять, действительно ли идет формирование этих результатов, разработать оценочные процедуры для того, чтобы увидеть наличие или отсутствие индивидуального прогресса у детей.

В этом смысле система повышения квалификации и переподготовки руководящих работников образовательного учреждения будет эффективной только в том случае, если она будет четко ориентировать подготовку педагогов (и школы в целом) на создание условий для появления новых типов образовательных результатов.
Просмотров: 261 | Добавил: anastburakova2011 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar